Роль мотивов становится главной. Старшеклассники начинают думать о своём будущем. Знания, которые они получают, связаны с дальнейшей их профессиональной деятельностью. Такие мотивы называются «профессиональными» и они у детей этой возрастной группы преобладают. Мотивы самообразования развиваются. Прослеживается избирательность в изучении учебных дисциплин.
Также ведущими являются мотивы самоутверждения и саморазвития. Связанно это с невероятной неуверенностью старшеклассника в себе (внешне может абсолютно не проявляться). У старшеклассника появляется потребность утвердиться в глазах окружающих и в своих собственных. В этот период он особо нуждается в признании и понимании.
Мотивы старшеклассников можно разделить на две большие группы:
1) Познавательные мотивы, проявляющиеся в интересе к конкретным предметам, к добыванию информации, к самому учебному процессу. Познавательные мотивы ориентированы на дальнейшее продолжение обучения после школы и получение профессии.
2) Социальные мотивы обучения. Они могут быть разделены на несколько подгрупп:
А) Мотивы самоопределения – связаны с мыслями и планами на будущее (обучение в ВУЗе, работе и т.д.)
Б) Мотивы саморазвития – получение необходимых личностных качеств.
В) Мотивы самоутверждения – связаны с потребностью в признании, уважении и самоуважении.
Г) Мотивы общения с одноклассниками и учителями. В процессе общения ученик также овладевает навыками, в первую очередь живого общения.