Формирование мотивации необходимо начать с ее первоначального состояния большинства учеников, что будет являться оптимальным условием для правильной организации воспитания. Задача каждого преподавателя заключается в стремлении узнать своих воспитанников. Для определения уровня мотивации можно установить определенные показатели:
- какие цели преследуют ученика;
- какой мотив его обучения;
- что особенно он выделяет для себя в учебе;
- его увлечения и стремления;
- его характер и эмоциональные переживания;
– нравственность (по отношению к труду и учению).
Основными педагогическими средствами для диагностики мотивации являются:
- наблюдение;
- анкетирование;
- шкалирование и так далее.
Рассмотрим более подробно наблюдение.
Наблюдение.
Мотивацию можно отследить по следующему: по отношению учеников к процессу обучения или физическому труду можно судить по имеющемуся у них интересу к данному предмету, по их прилежному поведению, постоянному выполнению заданий и так далее. Если провести наблюдение по данным признакам, то изучение новых тем станет более целенаправленным:
1.Отслеживание поведения учеников в момент выполнения ими практических работ.
Важно обратить внимание как меняется настроение детей в зависимости от вида заданного задания (активное или наоборот, добросовестное или нет, выполняется быстро или с перерывами, полностью сосредоточены или отвлекаются на посторонние предметы).
2. Отследить, как выполняются задания, необязательные по выполнению или которые не будут оцениваться (делают ли ученики записи, в момент когда преподаватель рассказывает новые темы, выдвигают ли гипотезы, готовы ли обратиться с вопросами, стремятся ли познавать новые методы и способы ).
3. Умственная деятельность воспитанников (что наиболее их привлекает: выдвижение собственных мыслей, связей и закономерностей или же копируются действия преподавателя, наблюдается ли склонность в репродуктивным и продуктивным способам деятельности и тому подобное).
4. Отношение учеников к выполнению задания (полностью справляются с заданиями, которые предъявляются при написании сочинений, диктантов, составлению лабораторных работ или частично, проявляют ли старания или работают небрежно, следят за написанием работы без ошибок, стараются писать грамотно или нет).