В начале обучения в школе у детей наблюдается очень высокий уровень мотивов к обучению. Это объясняется психологическими особенностями этого возраста и чисто бытовым фактором. Дети впервые попадают в классы, у них появляется первая учительница, всё им интересно, хочется много знать, чтобы скорее стать взрослыми.
Дети с радостью посещают уроки, им нравится носить за спиной ранец с тетрадками, они с большим чувством ответственности выполняют поручения в классе (стирают с доски, дежурят по классу). Другими словами, ребёнок получает новую социальную роль, роль школьника.
Мотивации обучению способствуют также любознательность и широкий круг интересов ребёнка. А также положительное отношение к школе и учёбе в целом. Стоит отметить, что мотивы обучения формируются как раз в младшем школьном возрасте, поэтому следует с детства прививать любовь к знаниям. Трудности, с которыми сталкивается учитель: это неусидчивость и неустойчивость интересов младшего школьника. Чаще всего интересы детей этого возраста ориентированы только на результат деятельности, а не на саму деятельность. В этом возрасте преобладает игровая мотивация, и если учитель не будет направлять детей на учебную деятельность, то они и вовсе о ней забудут.
Мотивы в данном возрасте можно разделить на две группы:
1) Связаны с получением знаний. Ребёнок увлечён процессом получения информации.
2) Связаны только с результатом учения:
А) Ученик думает, что если он будет хорошо учиться, то поступит в ВУЗ, устроится на перспективную работу. Мотивы направлены на будущее, ребёнок вне учебного процесса.
Б) Ученик выполняет все задания только с целью получить хорошую отметку. Это мотивированно похвалой учителя и родителей.