На протяжении всего дошкольного возраста отчетливо прослеживается изменение мотивации. На эффективность и мотивацию достижений ребенка влияют те отдельные неудачи и положительные моменты, с которыми ему приходится сталкиваться. Младшие дошкольники к этому фактору не особенно чувствительны, по настоящему переживать успех и неуспех начинают средние дошкольники.
Следует учитывать, что пережитая неудача, в отличие от успеха, который всегда положительно влияет на работу ребенка, всегда оказывает отрицательное влияние. Неудача тормозит продолжение деятельности и проявление настойчивости.
Для детей старшего дошкольного возраста пережитый успех остается сильным стимулом, тем не менее, многих и неудача начинает побуждать к активной деятельности. Многие дети после неудачи не собираются “сдаваться”, а пытаются преодолеть возникшие трудности и добиться желаемого результата.
Именно в этот период и начинает формироваться индивидуальная мотивационная система ребенка, разнообразные мотивы начинают приобретать относительную устойчивость.
Такие относительно устойчивые мотивы обладают разной значимостью и силой для ребенка. Среди них выделяются доминирующие мотивы, которые преобладают в формирующейся мотивационной системе.
У одних детей доминирует эгоистическая мотивация, когда ребенок старается во всем быть первым и постоянно соперничает со сверстниками.
Другие дети, наоборот, хотят всем помочь, для такого ребенка главными являются общие интересы группы, общие радости и игры. Это пример альтруистической мотивации.
Для третьего типа очень сильным оказываются мотивы достижения успеха, появляются широкие социальные мотивы. Для таких детей важно каждое требование и замечание воспитателя. Здесь все, что делает ребенок должно быть старательно, под четким руководством взрослого, с дальнейшими указаниями и оценками. Но, последние два варианта, к сожалению, встречаются довольно редко.
У части дошкольников даже к семи годам четкого доминирования мотивов еще не появляется. Главным же достижением дошкольного возраста следует назвать не само соподчинение мотивов, а построение устойчивой мотивационной системы, которое завершится в младшем школьном и подростковом возрастах.