В дошкольном возрасте ребенок постоянно вступает в новые системы отношений и виды деятельности. Соответственно появляются и новые мотивы. Соподчинение мотивов – это самый важный личностный механизм, который формируется у детей дошкольного возраста. С этими преобразованиями в мотивационной сфере ребенка непосредственно связывают начало формирования его личности.
Все желания и требования детей раннего возраста сильны одинаково. Каждое из желаний становится мотивом, который направляет поведение ребенка. В младшем дошкольном возрасте дети сравнительно легко могут принять решение, если нужно выбрать один предмет из нескольких. Очень скоро дети уже могут подавить свои конкретные побуждения, благодаря более сильным мотивам, так называемым “ограничителям”.
Необходимо помнить, что самым сильным мотивом для дошкольников является поощрение, более слабым – наказание, что касается собственного обещания ребенка – то это один из самых слабых мотивов. Поэтому требовать от ребенка дошкольного возраста обещания не делать то-то и то-то бесполезно, так как все обещания, как правило, не выполняются. К тому же такие требования оказываются даже вредными, ведь неисполненные заверения и клятвы подкрепляют такие не очень хорошие личностные черты, как беспечность и необязательность.
Самым слабым мотивом является запрещение, которое не усиливается какими либо другими мотивами. Правда, взрослые, как выясняется, ошибочно считают запрет самым сильным мотивом.
В начале побуждения ребенка сдерживает присутствие взрослого или других детей. Ребенку необходимо чтобы кто-то посторонний контролировал его поведение. Впоследствии, по мере развития ребенок начинает сдерживать себя воображаемым контролем: образом другого человека, например, родителей или воспитателя детского сада, которые помогают ему контролировать свое поведение. За счет развития механизма соподчинения мотивов старшим дошкольникам намного легче ограничивать свои желания, чем младшим.
Родителям и педагогам всегда следует помнить, что самые благоприятные условия для формирования у ребенка правильного поведения создаются в ролевых играх.